Багет – откуда он пришел и куда придет завтра?
Сначала попытаемся понять, что вообще означает данное слово? Если обратиться к словарю Ушакова, там сказано, что слово это произошло от французского baguette, и в буквальном переводе означает «палочка». Правда, великий лингвист тут же дает пояснение, что так принято называть резную крашеную планку, служащую для изготовления рамок или украшения стен.
Придется удовлетвориться подобным толкованием, благо все мы знаем, что значение большинства слов сильно меняется во времени. Правда, роскошный золотой багет, выполненный искусными руками старинных мастеров, который сегодня можно увидеть в любом музее мира, назвать «резной крашеной планкой» язык не поворачивается. Ладно, не будем так уж придирчивы к филологическому патриарху и спишем все на быстротечное время.
А вот с быстротечностью самого времени все обстоит несколько сложнее. Дело в том, что многие источники говорят, что в литературе первые упоминания о резном багете встречаются, начиная с 12 века. Но ведь есть другие, и более чем убедительные доказательства, что этот вид декоративного искусства имеет намного более древние корни. Откуда же появилось подобное противоречие? Скорее всего, дело в самом наименовании. Именно в указанное время получил широкое распространение подобный способ оформления картин, а вместе с этим стало распространяться по Европе и его французское название.
Если же смотреть шире и действительно оперировать фактами, то, задолго до появления привычных живописных полотен в рамах, был широко распространен интерьерный багет, который, де-факто, являлся стандартным, как сказали бы сегодня, элементом дизайна в храмах, роскошных виллах и дворцах античности. Кстати, с точки зрения современной теории оформительского искусства, итальянский багет того времени был весьма совершенен. Технически он был полностью интегрирован в живописные композиции, составляя с ними единое целое, что в наши дни считается верхом изящества и мастерства в оформлении, лишний раз, подтверждая факт существования цикличности направлений в искусстве.
С упадком упомянутых цивилизаций, изменились и художественные запросы людей. Вследствие этого, в темный и мрачный период средневековья, с его нарочитым аскетизмом, декоративные бордюры стали использоваться ограниченно и то, что можно в полном смысле этого слова назвать художественным багетом, встречалось в те времена лишь при оформлении рукописей. Интересно, что здесь присутствовал даже глубинный, почти философский смысл. Считалось, что истинным назначением орнамента является четкое разграничение хаоса, которым обладал внешний мир, с точностью и порядком, который содержали сами тексты. Согласитесь, но что-то в этом, все же, есть!
Подлинный же расцвет декоративного багета, давший возможность проявить все замечательные черты этого удивительного по выразительности изобретения, начался лишь в XI столетии, в период золотого века готики, подарившего миру фантастические творения декоративного искусства, изумляющие нас и по сей день.
К великому счастью наших современников, чудом сохранились поражающие совершенством алтари, рамы для икон, триптихи и многое другое, что сегодня сложно даже классифицировать. Между прочим, именно в это время частично восстановился и принцип интеграции: ведь готические художники при изготовлении своих уникальных профилей багета использовали ту же самую древесину, что применялась для создания самих художественных настенных полотен.
Позже, эволюция оформительского искусства, спровоцированная новыми техниками живописи, стала развиваться по пути отделения самих картин от стен сооружения, для которого эти картины предназначались. Именно тогда и появились первые в истории попытки оформления картин в багет. Их достойные образчики, сделанные для работ самого Джотто, и сегодня все желающие могут увидеть в некоторых музеях Тосканы.
Между прочим, имитирующие мрамор, украшенные резными фигурками святых, багетные рамы того времени, по тщательности изготовления, изяществу, а также детальности проработки отдельных элементов изображения, могут легко дать фору многим современным высокотехнологичным образцам.
Однако, деревянные рамы для картин, в точности напоминающие те, что сегодня можно купить или заказать в многочисленных мастерских и салонах, появились значительно позже. Произошло это лишь в конце XV века, когда мир узнал о совершенно революционной по тем временам технологии – живописи по холсту. Сами такие картины добавили рамкам еще одну задачу и теперь, кроме декоративных функций, им следовало еще и защищать нежные и уязвимые полотна. После этого багетное искусство стало самостоятельной частью декоративно-прикладного и стало развиваться, находя для себя все новые и новые цели и ниши.
Темпы такого развития особенно выросли в наш высокотехнологичный век, так как появились одновременно и новые материалы, и компьютерные технологии, позволяющие мастеру абстрагироваться от рутины и свободно заниматься исключительно творческим процессом, создавая новые узоры, композиции или формы.
Интересно, что утилитарное значение, как средства защиты, важного для оформления классической живописи, снова теряется, и сегодня на первый план выходят именно декоративные качества. Основным назначением остается придание эстетического совершенства абсолютно различным предметам – от фотографий и зеркал до художественной вышивки и компьютерных мониторов.
Важно, что современные материалы используются в двух диаметрально противоположных целях. С одной стороны, полированный металл и невероятный по оттенкам пластик дают художнику просто неограниченные возможности реализации нестандартных идей и экспериментирования с цветом и формой. С другой, эти же материалы, в сочетании с высокими технологиями, позволяют создавать исключительно точные имитации, даря каждому желающему шанс хотя бы чуть-чуть прикоснуться к таинственному очарованию прошлого.
Автор: ООО «АРТ-МАСТЕР»